«Второе плавание» Платона : или Человек – понятие элитарное

«Произвольное поведение» в психологии, «Второе Плавание» в философии Платона. О чём говорят мудрецы, что такое быть человеком, а не скотом?

Психологи говорят об этом языком толерантным, а философы – не церемонятся вообще. И лучше, когда с тобой не церемонятся, тогда пинок по направлению к Свету имеет больший эффект.

***

Нет такого статичного феномена как «Человек». Если вы думаете, что вы – человек, «просто так», лёжа на диване, то вы – ошибаетесь. Человек – это понятие элитарное.

Вот самое точное определение Человека, которое потом можно перепевать на разные лады:

«Человек не есть предмет, а есть направленность к какому-то состоянию».

Это самое общее определение, его дал философ Мераб Мамардашвили. К какому состоянию направлены вы?

Мамардашвили, когда это говорил, точно знал, что все его слушатели хорошо знают — к какому единственному состоянию нужно быть направленным, чтобы оставаться Человеком.

«Человек есть стремление выйти за пределы себя и стать Богом»

Вот, что имел в виду философ Мераб Мамардашвили.

По-другому можно сказать и так:

«Человек существует лишь в той мере, в которой он преодолевает в себе человека».

Вы преодолеваете в себе человека? Или вам и так хорошо? Или, может, вам некогда?

Если вы не стремитесь преодолевать в себе человека, то вы – не человек, увы. Человек — понятие элитарное.

Есть такая известная формула: «Я человек и поэтому ничто человеческое мне не чуждо». Обычно её говорят, обнимая пышную соседку по застолью и нагревая в пятерне коньяк.

Когда этой фразой классика, вырванной из совсем не игривого контекста, начинают пользоваться для того, чтобы оправдать свои скотские наклонности и нежелание меняться, растить Личность, нравственно совершенствоваться, эта фраза превращается в лозунг философии и психологии анти-гуманизма.

Давайте ещё раз уточним для себя, как правильно:

«Чтобы быть, оставаться человеком, нужно стремиться к сверхчеловеческому».

Это слова Ницше, а Льюис Кэрролл сказал почти тоже самое:

«Чтобы только оставаться на том же месте, нужно бежать со всех ног. А если хочешь куда-то прибежать, нужно бежать, по крайней мере, вдвое быстрее»...

Часто эту фразу из «Алискиной саги» используют менеджеры и менеджерские тренинги. Но не в том смысле, в котором интеллигентный Доджсон её вообще мог помыслить.

А используют эту цитату как раз с той целью, чтобы мы, наоборот,

  • не стремились к сверхчеловеческому,
  • не выходили за пределы себя
  • и не становились Богом,
  • не преодолевали в себе человека,
  • не становились и не оставались – людьми.

Побойтесь тех, кто советует вам в интернет-рассылке «бежать со всех ног или вдвое быстрее», чтобы успеть взобраться на вершину карьерной лестницы и купить БМВ. Не о том речь. Мелко, Хоботов, мелко...

Как занять сто рублей?

Вы можете спросить: а для чего стремиться к чему-то неописуемому, далёкому от реалий? Почему не быть – да, трезвыми реалистами? Почему нужно хотеть стать Богом? Можно ли просто потихоньку быть приличным человеком? Нет, увы, нельзя. Нужно обязательно ставить перед собой нравственные задачи, отрицающие обыденную реальность и её будни.

Мамардашвили приводит такой пример. Все знают, что если ты идёшь к другу и тебе нужно занять у него сто рублей, то проси – пятьсот! Тогда свои сто рублей ты всегда получишь!

Так же и с понятием Человека в психологии и породившей её — европейской философии.

Мечтай о каком-то фантастическом «избытке» дел, качеств, состояний. Ставь перед собой невыполнимые задачи личностного роста, выучки. Стремись победить непобедимые свои болезни, пороки и слабости.

Тогда есть шанс, что ты просто сумеешь получить минимум — прожить жизнь … приличным человеком, не скатиться в скотство.

Поэтому не вышучивайте юношей, которые «мечтают» и живут в своих завиральных идеях. Это они пытаются занять у Жизни пятьсот рублей. Сто они получат, а вы не получите и рупь.

Отвратителен юноша, который полагает, что он в себе ничего не должен преодолевать. Который полагает, что в мире царит — порядок (какой есть), а он – тоже молодец (ну, какой есть) и всё вообще – замечательно, давайте выпьем.

Второе плавание Платона

Древнегреческий философ Платон говорил, что Человек знает два рождения: Первое Рождение и Второе Рождение.

Первое Рождение – это физическое рождение животного о двух ногах от матери.

Второе Рождение — это становление Человека, которое будет продолжаться до конца его дней.

Вскоре Платон стал называть это так: Первое и Второе Плавания.

Первое плавание – это всего лишь плавание в море жизненных обстоятельств. Барахтание в этом море.

Рождение, годы жизни, старение, внешние события – всё это первое плавание. Некоторые люди так и не познают Плавание Второе...

Второе Плавание – это особый волевой акт. Это – второе рождение.

Психологи называют «Второе плавание» рождением так называемого «произвольного поведения».

Что такое «произвольное поведение»?

Это умение управлять собой, своим настроением, своими реакциями. Умение волить, совершать акты воления, как сказал бы философ. Научиться не быть щепкой в водовороте потока.

***

Психологи говорят об этом языком толерантным, а философы – не церемонятся вообще. И лучше, когда с тобой не церемонятся, тогда пинок по направлению к Свету имеет больший эффект.

Если не развил у себя «произвольное поведение», то ты и не человек. Ведь Человек – понятие элитарное.

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

Психологические техники
Выберите раздел, соответсвующий вашему актуальному запросу
Записаться на консультацию
Для тех, кто хочет записаться на консультацию, игру, программу или тренинг
Выбрать специалиста