НЛП как сказкотерапия

Сходство структуры волшебной героической сказки с традиционной моделью любой краткосрочной терапии, лучшим примером которой является модель НЛП-терапии

Любите ли вы - сказки? Если - любите, то я рискну предположить - какие именно Вы любите сказки.

А любите вы сказки, которые (в науке их изучающей) определяют совершенно точно как - волшебныегероические сказки.

Именно эти волшебные героические сказки и не давали вам возможности в детстве перейти на «взрослые книжки», заставляя библиотекарей и родителей грустно качать головами... Именно волшебные героические сказки и ассоциируются зачастую в голове неспециалиста с самим словом - сказка... Нет... не африканские истории о том, почему у черепахи панцирь в клеточку заставляли вас читать с фонариком под одеялом.

***

А теперь я задам Вам второй вопрос - любите ли Вы психотерапию? Ну, если вы - здесь, то любите, так же, как люблю её я сама.

Нравится ли Вам идея о том, что грусть можно вылечить не таблетками? Что не все люди - сволочи? Что ты сам - красавец и молодец, только ещё «вот чуть-чуть», и все это поймут, в том числе и ты сам?

Да-да-да, если вам нравится так мыслить, то вы действительно - «сочувствуете» психо­терапии, а не бежите от неё, гневно размахивая руками.

Если вам нравится мыслить так, то вы, будучи взрослыми, любите психотерапию, а в детстве зачитывались волшебными героическими сказками. Ну что, я правильно нарисовала Ваш портрет?

***

Как Вы уже догадались, я клоню свои речи к тому, что психотерапия и сюжет волшебной сказки имеют некоторое сходство. Да, именно об этом я и хочу рассказать!

Краткосрочная терапия (НЛП-терапия) и структура волшебной героической сказки

Начнём с небольшого экскурса в область теории сказки. Ведь если мы с вами занимаемся сказкотерапией (как частью психотерапии), нам необходимо как следует представлять себе предмет нашего интереса.

Больше всего волшебной героической сказкой занимался наш соотечественник, великий учё­ный 20 века - Владимир Яковлевич Пропп. Всем, кто начинает заниматься сказкотерапией, я настоятельно рекомендую познакомиться с его основными трудами - «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки». Труды эти вошли в обязательный круг чтения гу­манитариев всего мира, читаются легко и пересказаны всеми.

Итак... Волшебная героическая сказка сводится к сюжету о том, как Герой достигает - Цели.

В каждом сюжете сказки важны следующие моменты:

  1. Цель такова, что достичь её может только САМ Герой,
  2. Для того, чтобы достичь Цели, Герой должен отправиться в некое Загадочное Цар­ство, которое лежит в Иных Мирах и добраться до него - неизвестно как,
  3. Но при этом, ничего у Героя не получится, пока он не найдёт себе по дороге - Вол­шебных Помощников.

***

Когда психотерапевты стали изучать труды Проппа, им бросилось в глаза одно трудноскры­ваемое сходство - сходство структуры волшебной героической сказки страдиционной моде­лью любой краткосрочной психо-терапии, лучшим примером которой является модель терапии НЛП. (За эту информацию спасибо сказкотерапевту Дмитрию Соколову)

Пропп, описывая алгебраический костяк любой волшебной сказки, пользовался специальны­ми терминами, которые позже вошли в общегуманитарный обиход.

НЛП-исты, описывая структуру своей терапевтической сессии, тоже пользовались специфи­ческими терминами, и эти термины также вошли в общегуманитарный словарь, так что по­нятны почти всем.

Давайте сравним.

Вот голый сюжет волшебной сказки по Проппу:

  1. Недостача. (Чаще всего Герой нарушает некий известный ему запрет, в результате которого он становится открыт тёмным силам, и тогда тёмные силы осуществляют вредительство. Следствием этого является случившееся несчастье - недостача. Например такой сюжет сказки: Кот и Петух ушли в лес, а Жихарке сказали запереть­ся дома и в окошко не высовываться. Жихарка нарушил этот запрет, пришла Лиса и осуществила вредительство - сманила Жихарку из дому. Результатом этого вреди­тельства стало похищение Жихарки - недостача. Иногда сюжетсказки прямо начи­нается с вредительства и недостачи без предварительного нарушения запрета главным героем)
  2. Встреча волшебного помощника. Герой сюжетасказки на своём пути обычно встре­чает персонажей, которые либо нанимаются помогать ему сами, либо одаривают вол­шебными предметами. Так, кот и пёс сами сопровождают героя в его путешествии, а когда возникает необходимость - ныряют в море за упавшим кольцом. Ну а баба-яга (сама не способная на экстремальные виды спорта) дарит герою то клубочек, то вол­шебную дудочку...
  3. Герой в Ином (Тридесятом Царстве). Важно, что это Царство живёт по совсем иным законам, часто совсем противоположным тому, что видел и умеет герой.
  4. Получение Награды.

А вот сюжет традиционной краткосрочной терапии (НЛ­П-терапии):

  1. Клиент приходит к терапевту, потому что у него естьПроблема. (Чаще всего пробле­ма связана с тем, что человек не в состоянии разобраться с тем, что же ему действи­тельно в первую очередь надо от жизни, чтобы успокоиться и ощутить себя счастли­вым)
  2. Придя к терапевту, клиент вместе с ним начинают искать -позитивный ресурс или ресурсы. Ресурс - это всё, что может помочь достижению желаемого результата (Обая­ние и харизма, различные таланты, сила воли, уверенность, здоровье, креатив­ность, юмор, лёгкое отношение к жизни, друзья, деньги, связи, репутация).
  3. За поисками ресурса клиент и его терапевт отправляются не куда-нибудь, а в Бессо­знательное клиента - именно там находятся все ценные внутренние ресурсы челове­ка а также ключи доступа к внешним ресурсам, которые человек видит, но пока открыть не может.
  4. Человек получает или Желаемое состояние или Хорошо Сформулированную Цель.

***

Итак, мы видим, что квест НЛП-терапии (на самом деле, практически любой краткосрочной терапии, но выраженный здесь в терминах НЛП) очень похож на структуру волшебной ге­роической сказки.

Краткосрочная терапия: клиент совершает переход от актуального проблемного состояния к желаемому состоянию. Для этого он ищет - ресурсы, которые находит в своём Бессозна­тельном.

Волшебная сказка: Герой потерпевший недостачу, совершает путешествие в Иное царство к своей цели, восстанавливает недостачу и приобретает Награду.

***

Как видите, сказки и психотерапия идут рука об руку. Одно при случае заменяет другое. Но для того,чтобы управлять сказкой, нужно быть - Волшебником. Чему мы с вами и учимся здесь.

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

Психологические техники
Выберите раздел, соответсвующий вашему актуальному запросу
Записаться на консультацию
Для тех, кто хочет записаться на консультацию, игру, программу или тренинг
Выбрать специалиста